Информационное обслуживание пищевой и перерабатывающей промышленности на современном этапе развития России.

В рамках форума “Россия в электронном мире”.

Российская Академия наук. 19 – 21 июня 2001г.

Выступление директора

“Информационного центра пищевой и перерабатывающей промышленности” Булыгина И.В.

 

Я благодарю устроителей форума и Ассоциацию “Российское мороженое” за предоставленную возможность выступления.

В настоящее время в России пока еще недостаточное развитие получает информационное взаимодействие, обмен информацией между производственными предприятиями, И это при том, что именно для нашей страны это является крайне важным, именно для России, с ее огромнейшей территорией, большой отдаленностью населенных пунктов друг от друга.

Наблюдается ситуация оторванности знаний и информации, особенно оперативной информации от производственника, и в особенности от регионального жителя. При этом не надо забывать, что обеспеченность компьютерной техникой в регионах крайне низка, не говоря уже о возможности доступа в Интернет.

Необходимо обеспечить возможность обмена информационными потоками между промышленными предприятиями, оперативного предоставления для них необходимых сведений. Развитие информационных и коммуникационных технологий для граждан в полной мере начнет развиваться после достаточного развития и оснащения промышленных предприятий, именно предприятия создают технологические предпосылки для коммуникационного развития общества и для повышения конкурентоспособности экономики России.

Информационный центр пищевой промышленности с порталом FOODINFO призван обеспечить информационное взаимодействие между предприятиями всех отраслей пищевой промышленности на всей территории России. Между предприятиями, с различным уровнем обеспеченности техническими средствами. Уже сейчас идет выполнение поставленных задач. Информационный центр содействует развитию инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям, к библиотекам, как электронным, так и к библиотекам научно-техническим с их колоссальным фондом специальной литературы. Хотя без государственного финансирования эти процессы проходят тяжело. Находясь в границах электронной торговой и информационной площадки каждый потребитель получает практически равные условия. Получается интеграция поставщиков и потребителей вне зависимости от их территориального расположения. Увеличивается информированность производителей и потребителей друг о друге и о товарах.

Предприятия должны заниматься производством. Они должны концентрироваться на своих прямых направлениях деятельности. И чтобы, в ходе своей работы предприятия могли оперативно решать производственные задачи и вопросы, не отвлекаясь на длительный поиск необходимых сведений, им необходим доступ к базам данных. И доступ оперативный.

Не надо слишком много заново выдумывать ... в пищевой промышленности это уже сделано, не надо полагать, что придуманный сегодня состав, например колбасы, будет лучше, чем 30 лет назад. Работают экспериментальные лаборатории, НИИ. Уже потрачено множество времени и людских ресурсов, созданы колоссальные базы данных, технологии, рецептуры и все это находится в архивах и сейчас наша задача – дать возможность предприятиям и гражданам пользоваться и обмениваться этой информацией. Взяв за отправную точку существующий научный уровень знаний, технологий, опыта можно сделать более продуктивные шаги в развитии производства.

Глобализация и объединение производства и знаний, опыта приведет к новой экономике. Новый уровень работы производств, новый уровень взаимодействия производителей и потребителей – это новый бизнес – новый путь для России.

Необходимо также и психологически подготавливать людей к новым методам и возможностям работы в Интернете. В условиях недостаточной технической оснащенности предприятий Информационный центр пищевой промышленности работает по ступенчатой схеме получения и выдачи информации от предприятий в Интернет, предоставляя каждому предприятию возможность заявить о себе, о своей продукции, получить интересующие сведения и ответы, при этом на предприятии может не быть доступа в Интернет.

Структура информационного обслуживания следующая:

    1. Оперативный центр – это портал FOODINFO с возможностью размещения справочных сведений о предприятиях, с доской объявлений о предложениях и потребностях предприятий. Это - базы данных по пищевой и перерабатывающей промышленности, колоссальный фонд Центральной научно-технической библиотеки пищевой промышленности.
    2. Пути доставки и получения информации – это может быть электронная почта, факс, телефон, письмо.
    3. Источники и потребители – это предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, предприниматели, студенты и ученые, фермеры и предприятия сельского хозяйства, продовольственные биржи и магазины.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, начав работать по данной схеме, причем, на любой технической базе - начинают работать с колоссальным информационным пространством России и других стран. Не надо ждать, надо сейчас приучать людей к обмену информацией, обучать как с ней работать, показывать, что у них есть возможность пользоваться информационными ресурсами всей страны, банками данных. Необходимо показать потребителям, что они, находясь в любом населенном пункте России могут оперативно получить справку или ответ на вопрос, а не ждать 3 млрд. лет, пока к ним протянут оптоволоконный канал связи. Один из видов воплощения такой направленности мы проводим на базе проекта “Сельская Библиотека” совместно с Министерством Культуры и Министерством Образования Российской Федерации.

Информация, информационные потоки - это нервная система страны. Финансы – это кровь страны, жизнеобеспечивающий и стимулирующий фактор. И, Россия, полноценно и жизнерадостно сможет чувствовать себя только когда и кровь будет здоровой и нервы крепкими.

А если еще информационная обеспеченность для предприятий и граждан станет одним из направлений национальной политики нашего государства, станет частью национальной идеи - то прогресс развития России не заставит себя ждать.

Спасибо.